Методическая работа

На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической службы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования. Она дает возможность руководству колледжа обеспечить на диагностической, дифференцированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, мастера производственного обучения, участие их в инновационной и экспериментальной деятельности.

В современных условиях методическая служба работает в тесном контакте с УО «РИПО», ЦПО, ГУО «МОИРО», Главным управлением по образованию Минского областного исполнительного комитета, Управлением по образованию, спорту и туризму Копыльского райисполкома, предприятиями-заказчиками кадров. От одних она получает информацию о новых методах, технологиях обучения, от других – заказ на определенные профессиональные умения, общие и профессиональные компетенции и качества личности специалиста.

В 2024/2025 учебном году педагогический коллектив колледжа целенаправленно работает над решением единой методической цели «повышение компетентности педагогов в области использования эффективных образовательных методик и технологий, интеллектуально-творческого развития личности, организации работы по выявлению, поддержке и обучению высокомотивированных учащихся».

Методическая работа педагогического коллектива осуществляется через деятельность педагогического совета, цикловых комиссий и методического объединения кураторов, методического кабинета.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладению инновациями и педагогическими технологиями. Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи педагогу.

Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: в работе цикловых комиссий, семинарах, творческих группах, исследовательской и экспериментальной работе и др.

 

Задачи методической службы: 

  • обеспечить оперативное информирование педагогических работников колледжа о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном педагогическом опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения их в практику работы;
  • содействовать сплочению педагогического коллектива;
  • проводить анализ образовательного процесса и его результатов, выявлять изменения в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности учащихся;
  • предупреждать и преодолевать недостатки и затруднения в деятельности педагогических работников;
  • обобщать педагогический опыт внутри коллектива, содействовать обмену ценными педагогическими находками;
  • стимулировать педагогическое творчество и инициативу педагогов.

Методическая работа в колледже направлена на обеспечение внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий с целью наиболее успешного личностно-ориентированного обучения учащихся, дающего возможность получения профессионального образования, соответствующего государственному стандарту, и развитие, и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.

Планирование методической работы осуществляется на основе диагностики по выявлению проблем и затруднений педагогов по вопросам обучения и воспитания. 

Методической службой осуществляется:

  • информационная деятельность (формирование банка информации, ознакомление педагогических работников с новинками литературы, с опытом инновационной деятельности, информирование о содержании образовательных программ, новых учебников, рекомендаций и др.);
  • организационно-методическая деятельность (изучение запросов, оказание практической помощи молодым специалистам и педагогическим работникам; планирование и организация повышения квалификации; организация работы цикловых комиссий педагогических работников по профилю, творческих групп; наставничество; организация работы по самообразованию; проведение и подготовка семинаров, педагогических советов, организация и проведение профессиональных конкурсов и предметных олимпиад);
  • консультативная деятельность (популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических исследований, консультирование педагогических работников по вопросам обучения и воспитания подростков, вопросам самообразования и др.);
  • аналитическая деятельность (изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, создание банка данных положительного опыта педагогов и др.).
  • Методической службой проводится целенаправленная и систематическая работа по накоплению, обобщению и внедрению в учебный процесс передового педагогического (методического) опыта, совершенствованию методик преподавания общепрофессиональных и специальных учебных предметов и разработке учебно-методических материалов.
  • Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя, мастера производственного обучения. В целом в колледже успешно функционирует единая система организации учебно-методического процесса и управления им, ведется кропотливая работа педагогического коллектива над учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ.

В колледже работают шесть цикловых комиссий:

  • цикловая комиссия педагогов учебных предметов общеобразовательного компонента;
  • цикловая комиссия педагогов технологических учебных предметов;
  • цикловая комиссия педагогов технических учебных предметов
  • цикловая комиссия педагогов специальности «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники»
  • цикловая комиссия педагогов специальности «Операционная деятельность в логистике»
  • методическое объединение кураторов учебных групп.

Эффективной формой работы вышеназванных комиссий явилось совершенствование профессионального мастерства ИПР, организация обмена опытом ИПР по различным направлениям учебной и воспитательной работы: диагностического подхода к планированию уроков, применения разноуровневого дидактического материала на уроках теоретического и производственного обучения, форм и методов контроля знаний, умений и навыков на уроках производственного обучения, требований к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях реализации современных образовательных технологий.

Общее руководство методической работой в колледже осуществляет директор. В состав методической службы входят:

  • методист;
  • заместители директора колледжа, курирующие определенное направление в колледже;
  • председатели цикловых комиссий;
  • ведущие педагогические работники, наставники.

Основные направления деятельности методической службы реализуются за счет:

  • работы педагогического совета; методического кабинета; цикловых комиссий и методического объединения; творческих групп;
  • организации наставничества;
  • осуществления инновационной и экспериментальной деятельности;
  • проведения открытых уроков, семинаров-практикумов, конференций, конкурсов.

Повышение квалификации педагогических работников осуществляется:

  • через сеть действующих курсов повышения квалификации РИВШ, УО «РИПО», ГУО «МОИРО»;
  • организацию стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей предметов профессионального цикла;
  • по индивидуальным творческим планам повышения квалификации.

В начале учебного года для оказания практической помощи молодым специалистам за каждым из них закрепляются наставники из числа опытных педагогических работников.

Работа с молодыми специалистами осуществляется согласно Плана работы на учебный год.

Организуя наставничество в колледже, мы стремились реализовать следующие задачи:

  • адаптация молодых специалистов в колледже;
  • содействие повышению квалификации и профессиональному росту молодых преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • оказание практической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в вопросах совершенствования теоретических знаний и профессионально-педагогической компетентности;
  • выявление информационных запросов и потребностей молодых специалистов и содействие их расширению;
  • способствование формированию индивидуального стиля творческой деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения.

Важная роль в обеспечении педагогических работников методическими материалами отводится методическому кабинету. Методический кабинет становится центром учебно-методической и научно-методической работы педагогов колледжа.

В методическом кабинете накапливается и систематизируется информация по следующим направлениям:

  • нормативно-правовая база;
  • информационная (газеты и журналы, методическая и предметная литература);
  • организационно-педагогическая (текущие и перспективные планы работы методического кабинета, планы повышения квалификации, аттестации педагогических работников, планы работы ЦК и пр.);
  • контрольно-диагностическая (методики анализа уроков и занятий);
  • научно-методический (документы и материалы по внедрению инноваций в колледже, материалы экспериментальной и инновационной деятельности, рекомендации по организации работы с одарёнными детьми, выставка творческих работ);
  • аналитическая (отчёты о методической работе, о работе ЦК, результаты проведения конкурсов профмастерства);
  • обобщение опыта (УМК, папки ЦК, материалы из опыта работы, выставка лучших методических разработок педагогических работников).

Методический кабинет организует участие и помогает в подготовке и оформлении творческих работ обучающихся и педагогических работников для участия в региональных, республиканских конкурсах, конференциях, фестивалях, семинарах.