Экспериментальный проект ИНКЛЮЗИЯ

В учреждении образования «Копыльский государственный колледж» реализуется экспериментальный проект

«Апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного профессионального образования»

 

Руководители:

Викторовская Нина Константиновна, директор государственного учреждения образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

Разработчики:

Петкевич А.Ф., директор учреждение образования «Копыльский государственный колледж»;

Русакович С.И., методист учреждение образования «Копыльский государственный колледж».

 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Проблема социальной адаптации людей с особенностями психофизического развития в настоящее время чрезвычайно актуальна. Эти люди являются наименее защищенной категорией населения, они зачастую лишены возможности принимать активное участие в социально-экономической, культурной жизни общества. Отсутствие необходимых условий для полноценного участия в образовательном процессе, отвечающих индивидуальным потребностям и возможностям учащихся, а также применение недостаточно эффективных методов обучения приводят к тому, что большинство молодых людей с ограниченными возможностями не могут получить хорошее образование, профессию и подготовиться к жизни в обществе.

Вместе с тем, право на образование – одно из основополагающих прав человека.  В этой связи первоочередной необходимостью для социальной адаптации людей с особенностями психофизического развития является изменение отношения к таким людям, совершенствование системы образования, основанное на использовании в педагогической практике современных подходов, информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития.

Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников.

Идея проекта состоит в разработке и апробации системы определенных методов и средств для сопровождения инклюзивного профессионального образования. Исходя из этого, направления проекта включают:

создание адаптивной образовательной среды для профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития, в том числе:

создание архитектурной безбарьерной среды,

формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве колледжа;

разработка научно-методического обеспечения по профилю и (или) направлению образования «Техника и технология» (квалификация «Швея 3 разряда») и «Сельское хозяйство» (квалификация «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин)») с учетом методов и технологий работы в условиях инклюзии (включение в учебные занятия по педагогике, психологии, частных методик, тем, направленных на умение взаимодействовать с людьми с инвалидностью, с особенностями психофизического развития);

транспарентность опыта обучения лиц с ОПФР по специальностям «Швея», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» в другие учреждения профессионального образования, в том числе:

формирование базы данных лучших педагогов в системе инклюзивного профессионального образования,

формирование информационного пространства инклюзивного профессионального образования,

разработка и выполнение программ стажировок для разных категорий педагогических работников;

работа с педагогическими кадрами учреждения образования, (организация для кадрового состава, обеспечивающего внедрение проекта, постоянно действующего семинара по вопросам инклюзии);

психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, вовлеченных в проект;

организация взаимодействия с социальными партнерами для полноценной и эффективной реализации проекта;

создание банка передового педагогического опыта по организации обучения лиц с ОПФР, учебно-программной документации и методических разработок по квалификациям «Швея», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».

 

Цели и задачи

 Цель проекта: разработка и апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного профессионального образования для реализации образовательных программ профессионального образования в условиях инклюзии.

Задачи, поставленные для реализации проекта:

  1. Создать архитектурную безбарьерную среду в колледже.
  2. Организовать деятельность по формированию инклюзивной культуры участников образовательного процесса и технических работников.
  3. Организовать для педагогических кадров постоянно действующий семинар по вопросам инклюзии.
  4. Разработать научно-методическое обеспечение для обучения методам и технологиям работы в условиях инклюзии по специальностям «Швея», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».
  5. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
  6. Организовать взаимодействие с социальными партнерами для эффективной реализации проекта.
  7. Сформировать информационное пространство инклюзивного профессионального образования.
  8. Содействовать транспарентности опыта обучения лиц с ОПФР по специальностям в другие учреждения профессионального образования.

 

 Сроки проведения инновационной деятельности – 2022-2024 годы

 

Подготовительный (создание необходимых условий для реализации экспериментальной деятельности) .

Деятельностный (поэтапное внедрение инклюзивного образования в колледже).

Рефлексивный (обобщение и анализ результатов деятельности по инклюзивному образованию)