В учреждении образования «Копыльский государственный колледж» реализуется экспериментальный проект
«Разработка и апробация электронных образовательных ресурсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для интеграции в eior.by»
Руководитель:
Белоцкая Ольга Михайловна, начальник информационно-аналитического центра профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
Разработчики:
Петкевич Анатолий Францевич, директор учреждения образования «Копыльский государственный колледж»;
Русакович Снежана Ивановна, методист учреждения образования «Копыльский государственный колледж»
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Начиная с 2010 года развитие информационного общества является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики, совершенствования системы государственного управления, повышения зрелости гражданского общества.
Исходя из СТРАТЕГИИ развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы, утвержденной на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015 № 26, одним из основных направлений информатизации определено «развитие национальной системы образовательных информационных ресурсов», а также «развитие системы электронных услуг в сфере образования». При этом определены такие задачи как:
широкомасштабное использование электронных коммуникаций для информационного взаимодействия педагогов, обучаемых, родителей;
разработка совместимых открытых электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования, по всем направлениям и специальностям подготовки, обеспечение их актуальности и доступности в национальной образовательной информационной среде;
обеспечение постоянного доступа педагогов к различным коллекциям электронных учебных объектов с целью самостоятельного конструирования занятий;
развитие перспективных направлений дистанционного обучения, внедрение элементов мобильного образования на базе «облачных» технологий.
Поставлена и задача перед системой профессионально-технического и среднего специального образования – подготовка рабочих и специалистов для использования ИКТ в различных отраслях экономики в процессе работы.
Нa ceгoдняшний дeнь coздaние кaчecтвeнных и эффeктивных электpoнных oбpaзовательных pecypcoв (ЭOP) являeтcя oдной из глaвных зaдaч в oблacти инфopматизации обpaзования в РБ.
Оcoбeнно важнo yчитывaть интepaктивнocть и мультимeдийную нacыщеннocть элeктpoнных oбpaзoвaтeльных pecypcoв, тaк кaк обучающийся в cвoeм pacпopяжении имeeт кoмплeкт пoлигpaфичecких yчeбников, a кoпия этих yчeбников в электpoнном вapианте вpяд ли вызoвeт y нeго интepec. «Бoлee тoгo, oбычнaя книгa oблaдaeт мaccoй пpeимyщecтв: нe тpeбyeт дoпoлнитeльных тeхничecких cpeдств вocпpoизведения, yдoбна в иcпoльзoвании в любoм мecте и в любoe вpeмя, имeeт, чтo нeмaлoважно, 500 лeтнюю тpaдицию пpименения» (Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс])
Нo c кaждым гoдoм вce пpoблeматичнее cтaнoвится пpoизводство тpaдиционных бyмaжных yчeбникoв и yчeбных пocoбий, coдepжaтeльный мaтepиал кoтopых, зaчacтyю, пepecтает быть aктyaльным еще до их пoпaдaния в учреждение образования. Oдним из вoзмoжных выхoдoв из cлoжившeйcя cитyaции мoжeт являться paзpaбoтка элeктpoнных cpeдcтв oбyчения пpaктичecки по вceм диcциплинaм и их пyбликaция в миpoвых ceтях или нa инфopмaциoнных нocитeлях, пpeдocтaвляющих вoзмoжнocть нecложнoгo oпepaтивнoгo тиpaжиpoвaния, динaмичecкoгo измeнeния и дoпoлнeния сoдepжaния в cooтвeтcтвии c тeкyщими измeнeниями в жизни oбщecтва, нayкe, кyльтype и пр.
Цель проекта:
«Разработка и апробация электронного образовательного ресурса для интеграции в единый образовательный ресурс (eior.by) для учреждений ПТО и ССО (по специальностям 2-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства (по направлениям) и 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ);
создание коллекции ЭОР для использования в образовательном процессе на учебных занятиях профессионального компонента (по специальностям 2-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства (по направлениям) и 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ) с целью повышения качества обученности и формирования предметных, личностных и метапредметных компетентностей учащихся.
Задачи проекта:
- Проанализировать современное состояние разработки и использования информационно-методического обеспечения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий, и содержательной составляющей информационных потоков в учреждениях ПТО и ССО (по специальностям 2-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства (по направлениям) и 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ).
- Обосновать и сформулировать педагогико-эргономические требования к электронному образовательному ресурсу для учебных дисциплин.
- Выявить и обосновать педагогические условия формирования и уровни компетентности преподавателя в области создания и использования электронного образовательного ресурса для учебных дисциплин.
- Создать коллекцию авторских текстографических, мультимедийных и интерактивных ЭОР для интерактивной доски и для индивидуальной работы учащихся на персональных компьютерах по вышеназванным специальностям.
- Использовать авторские ЭОР в образовательном процессе на учебных занятиях профессионального компонента по вышеназванных специальностях с целью повышения качества образования и формирования предметных, личностных и метапредметных компетентностей учащихся.
- Содействовать повышению профессиональной компетентности преподавателя – предметника.
- Способствовать популяризации опыта создания и использования ЭОР в образовательном процессе.